О Магомеде Дибирове однажды сказали, что он «родился с карандашом в руках», и это правда – тяга к искусству проявилась в нем с детства. Родился и вырос Магомед в дагестанском Хасавюрте, городе на границе с Чечней. Здесь он учился в художественной школе, а потом поступил в художественно-реставрационный лицей в Санкт-Петербурге. После думал идти в академию, но грянули девяностые – и начинающий художник вернулся в Дагестан, где и сложился его творческий путь, который оказался довольно плодотворным. Последняя персональная выставка Магомеда Дибирова под названием «Противостояние» состоялась в прошлом году.
Снимайте пейзажи в режиме 108мп, доступный в камере OPPO Reno8 T 5G, в таком случае вы всегда сможете откадрировать кадр после съемки, даже в 4 раза.
Узнать подробнееСвой индивидуальный стиль у художника выработался давно. Он называет жанр, в котором работает, «социальным символизмом»: в его картинах находят отражение злободневные проблемы и переживания, которые воплощаются в ёмких метафоричных образах.
«Я бы сказал, что делаю непосредственно иллюстрации нашего социума».
Это ни в коем случае не карикатуры. По словам художника, карикатуры – совершенно другие по сути своей вещи, а он в своих работах не ставит целью высмеять или тем более оскорбить или унизить кого-то.
Приоритетной в творчестве Магомеда Дибирова является именно смысловая нагрузка. Фраза «Неважно, что ты нарисовал, важно, как ты нарисовал» – не про него.
Художник выбрал именно социальную тематику не просто так – он сам идеалист и максималист, для него очень важно чувство справедливости. Сам он говорит: «Если мне что-то не нравится, я не могу отвлечься и сидеть рисовать природу».
И пусть творчеством нельзя ничего кардинально поменять, но художник может отразить ту действительность, что нас окружает. Это терапия и для себя, и для зрителей, которые понимают посыл картин – видят иллюстрацию своих переживаний и осознают, что кто-то разделяет их эмоции.
«Откуда вдохновение? Происходит какое-то событие, включается твой внутренний “бортовой компьютер”. Ты обрабатываешь информацию и выдаешь ее на холст в форме символов и метафор – это мой образ мышления».
Магомеда Дибирова не раз спрашивали, почему он не создаст свою школу творчества с социальным направлением. На это художник отвечает просто: «А как ее создашь? Ведь невозможно научить человека так же ассоциативно мыслить. Можно научить рисовать, можно руку поставить, но в голову ты к нему не залезешь».
«Я по сути своей больше график, чем живописец. Мне линия важнее, чем цвет. Даже в моих живописных работах маслом прослеживается графика».
Историческая и этническая тематики тоже часто появляются в работах художника – это образы правителей и военачальников прошлого, например, Хаджи-Мурата. Но при этом историческое всегда переплетается у него с современным.
Например, картина “Ахульго” – о знаменитом сражении, в котором имам Шамиль столкнулся с царскими войсками. В одном из дагестанских музеев есть известная картина на эту тему - шикарное полотно с многофигурной композицией, где люди воюют, дерутся и убивают.
Но Магомед Дибиров убежден: масштабные полотна, которые писали мастера прошлого, сейчас неактуальны. В те годы на такие картины приходили смотреть, как на кино, это было чудо - целая история, запечатленная в одном моменте. А сейчас появился кинематограф и компьютерная графика, с помощью которых можно гораздо лучше отразить реальность во всех подробностях и масштабах. Поэтому в своей работе Магомед изобразил «Ахульго» всего в одном человеке – без лица – и в одной сабле.
«Гиперреализм я тоже не понимаю. Зачем тратить время на то, что фотоаппарат может сделать за одну секунду?»
Чтобы снять хороший пейзаж, нужен правильный свет, лучший – на закате и рассвете. А смартфон OPPO Reno8 T 5G позволит вам передать все оттенки и цвета быстроменяющегося режимного света.
Узнать подробнееМагомед Дибиров живёт и работает в своём родном городе Хасавюрте, а выставляться специально приезжает в Махачкалу. Хасавюрт – это шумный город-базар, который практически вымирает к вечеру, жизнь здесь крутится вокруг двух основных интересов: торговли и спорта. Мягко говоря, не самая плодотворная атмосфера для творчества. Сам Магомед отмечает, что для творческого человека Хасавюрт – это депрессивный город. «Если бы я не был социальным художником, я бы с ума там сошёл. Но меня спасает социальное искусство, потому что я постоянно варюсь в своих мыслях и образах».
В Хасавюрте у художника есть своя студия для работы, и там он работает каждый день. Причем в основном по ночам, потому что в это время ничего не отвлекает. За долгое время он уже так привык работать ночью, что без этого не может уснуть («Даже сейчас я к вам приехал, остановился в гостинице - а с собой ни холста, ни принадлежностей. До пяти утра не мог уснуть», говорит он во время беседы).
«Я остался в Дагестане – и не жалею. Остался бы я в Питере – возможно, у меня было бы другое направление, может, потерялся бы в мире искусства. А так здесь у меня своя ниша и свой зритель, который меня понимает».